Факторов, которые оказывают влияние на разработку и реализацию стратегии компании огромное множество. Это связано с тем, что любое предприятие (организация) имеет как множество связей с внешней средой, так и внутренние коммуникации, структуру, особенности.
Для эффективной работы предприятия необходимо учитывать всю совокупность факторов. Это можно сделать, классифицировав их по следующим критериям:
1. По сфере возникновения выделяют:
- внешние, которые возникают за пределами предприятия;
- внутренние, связанные с деятельностью предприятия, не выходящей за его пределы.
2. По природе возникновения выделяют:
- экономические (изменение курса валют, производственные особенности, издержки),
- политические (внешняя политика, внутренние процессы, политический строй),
- социальные (уровень жизни, доходы, ожидания, демографическая ситуация),
- правовые (законы, правила, нормы, концепции),
- экологические и другие.
3. По возможности прогнозирования выделяют:
- предсказуемые факторы, которые можно предвидеть;
- непредсказуемые – возникают внезапно, неожиданно.
4. По масштабам распространения влияния фактора выделяют:
- всеобщие;
- локальные (местные).
5. По открытости выделяют:
- явные факторы;
- латентные или скрытые – трудно обнаруживаемые.
Причем факторы взаимодействуют между собой, что ведет к изменению их силы или направления влияния. А также их характеристики изменяются во времени. Поэтому необходимо учитывать приоритетность одних факторов над другими. Например, в настоящее время фактор риска и неопределенности преобладает над факторами, обеспечивающими долгосрочное развитие предприятия.
Наиболее распространено деление факторов на внутренние и внешние. Так как стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена внутренняя деятельность компании.
Среди внешних факторов можно выделить:
1. Нормативно-правовую базу
2. Привлекательность отрасли и условия конкуренции
3. Специфические рыночные возможности и опасности
Среди внутренних факторов выделяют:
1. Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности
2. Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров
3. Влияние ценностей и культуры компании на выбор стратегии